Akselbant
Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Gusarskij Klub






























Добрейшего всем здравия!

        Дорогие лукоморцы и наши иномирские читатели! Вот ещё одной зиме пришло время передавать сезонную эстафету приближающейся весне. Зима этого года не раз озадачивала нас и своими климатическими причудами, и диковинными событиями. В лукоморских городах и весях, кроме успевших "устаканиться" и стать привычными, етитско-географических аномалий, событий, достойных особого внимания наших спецкоров, практически не происходило. Чего, при всё желании, не могу сказать о происходящем в иномирье. Дабы соблюсти новостной паритет, для начала я поведаю лукоморцам о главном зимнем событии российских иномирян, о так называемой зимней олимпиаде.

        Это действо, по сути своей, является подобием рыцарских турниров неметчины и потешных ярмарочных ристалищ купеческих охранных дружин. Ни один праздник в Лукоморье не обходится без демонстрации молодецкой удали и показа сноровки и навыков заневестившихся молодух во всевозможных видах сельскохозяйственных сезонных работ.

        Удивить лукоморцев чем-либо особым из того, что происходит на пресловутой зимней олимпиаде у иномирцев - дело зряшное. Поскольку в основе любых видов иномирских зимних состязаний в ловкости и быстроте - имеются всего лишь три предмета, с детства знакомые всем: сани, лыжи и коньки. Всё остальное является их изощрённо-видоизменёнными аналогами. Вот чему действительно б удивились все без исключения жители Лукоморья - так это от увиденных весьма искусно и трудозатратно выстроенных огромных сооружений, покрытых утрамбованным снегом и льдом. Любая приличная лукоморская семья имеет в своём домашнем хозяйстве ледник: городская - в специально обустроенном домашнем погребце, а сельская - в большом погребе под домом или же вырытый в ближайшем холме. Лед, выпиленный зимой из рек или озёр, закладывается в ледники для сбережения съестных припасов в тёплое, особливо летнее, время года. Кому в голову взбредёт заморозить воду на полу специально выстроенного громаднейшего помещения лишь для того, чтоб в оном помещении весь год катались на коньках отроки, и отроковицы, и нигде не работающие молодые мужики и замужние бабы? Вместо так любимых нашей детворой тряхунков на склонах гор - иномирцы понастроили высоченных трамплинов, с коих умудряются сигать на специальных лыжах даже летом, используя для покрытия вместо снега скользкую искусственную траву. Наши иномирские сопланетники утверждают, что их так называемый спорт развивает и закаляет силу воли у людей, а заодно весьма способствует здоровью их организмов. Можно было бы и согласиться с этими утверждениями, получив вразумительный ответ на вопросы: зачем, кому и для чего это надо. Куда денутся те постаревшие, нажившие с трудом залеченные многократные переломы и прочие травмы, кто десятилетиями тратил свою жизнь на достижение лучших результатов в катании на коньках, беге и прыжках на лыжах, но так и не ставшие признанными победителями тысяч себе подобных соискателей успеха на спортивном поприще? Тех, кто кормится от потакания амбициям профессиональных прыгунов, бегунов и катальщиков, мало волнует, на что, где и как буду доживать свой век чемпионы, которые, кроме как быстро бегать на лыжах и коньках, больше ни хрена не умеют. Разве что не вымотанные до полного отвращения от всей хрени СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ, коих намного меньше умудоханных спортом, будут учить новую плеяду себе подобных.
        И не надо глумливо свистеть в мою сторону, в былые времена и сама я вдоволь побегала, попрыгала и покаталась на всевозможных школьных, студенческих районных, областных и прочих официозных так называемых спартакиадах. Удовольствие, полученное от воскресного катания на коньках в компании друзей, катания на лыжах с горок и по лесным просекам за городом во время вылазок на природу или во время зимнего отпуска, проведённого на даче в деревне, не идёт ни в какое сравнение с полезностью для тела и души во время бега на тех же лыжах под улюлюканье толпы народа и ругань тренера.
        Давайте вместе с вами, уважаемые читатели нашей чудесатой газеты, совершим некий исторический экскурс, а заодно попробуем разобраться в принципиальных различиях зимнего спорта и незамысловатой физической культуры. Попробуем понять разницу и их оздоровительную жизненную необходимость для здоровых людей. Об истории САНЕЙ как зимнего транспорта говорить не будем, хотя и она достаточно интересна.
ЛЫЖИ
        Снег, как известно - одно из самых распространенных явлений природы. На земном шаре устойчивый снежный покров расположен в северном полушарии и в Антарктиде. Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж. В далекие доисторические времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо без специальных приспособлений для ног, увеличивающих площадь опоры, позволяющих легко и свободно, как лось на своих разлапистых копытах, преодолевать снежные сугробы в полях, лесах, горах. Так зародилась вынужденная потребность в создании лыж - одного из самых удивительных изобретений первобытного человека.
        Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для борьбы со снегом (так же, как и изобретателя колеса) - не установлены. Первыми приспособлениями, которые применил человек для более легкого передвижения по глубокому снегу, были, несомненно, снегоступы, или ступающие лыжи. Эти овальные, затем ракеткообразные примитивные приспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенно через так называемую лыжу-башмак приняли форму скользящих лыж, что позволило значительно увеличить скорость передвижения.
        История лыж насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Началось всё с того момента, когда человек обнаружил, что, привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам во время охоты. Много веков спустя, ориентировочно в середине XVI века, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, немного позже военных поставили на лыжи и в России.
        О появлении лыж в древней Руси до начала нашей эры свидетельствуют исследования наскальных изображений у берегов Онежского озера и Белого моря. На скалах, расположенных вблизи селения Залавруга у Сороковой Губы Белого моря, там, где на реке Выг находится пороп Черный, первобытный человек оставил высеченные надписи и рисунки, сохранившиеся до наших дней. Среди множества наскальных изображений, открытых экспедициями А.М. Линевского (1926г.) и В.И. Равдоникаса (1936г.), найдены и такие, которые являются бесспорным доказательством изобретения лыж первобытным человеком неолитической эпохи за много тысяч лет до нашей эры. Причем уже тогда это были скользящие лыжи.
        Окаменевшие лыжи и их части, возраст которых исчисляется тысячелетиями, найдены во многих уголках России, где жил человек в условиях снежной зимы. Одна из находок (А.М. Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.
        Древнейший экземпляр скользящих лыж современного типа обнаружен (1953г.) в древнем Новгороде в слое первой половины ХIIIв. Длина лыжи 1м 92 см, ширина в среднем 8см, ее передний конец несколько приподнят, изогнут и заострен. Место для установки ноги чуть массивнее, здесь толщина лыжи достигает 3см. Для продевания ремня, прикрепляющего лыжу к обуви лыжника, на ней имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром 0,5см.
        Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, был поражен лыжами, применяемыми нашим народом. В 1617г. он писал: "Сделали русские изобретение... Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться". В отличие от русских, остердальские лыжи скандинавского типа имели разную длину и были тихоходными. При движении на них викинги скользили только на длинной левой лыже, а короткая правая служила для отталкивания.
        Народный эпос (сказания, былины, саги, легенды) хотя иногда и имеет мифически-религиозную окраску, но всегда повествует прямо или косвенно о реальных событиях и отражает историю на определенном этапе развития человеческой культуры. Наши предки не могли понять и объяснить многих явлений природы, верили в сверхъестественную силу, искали покровителей - богов и героев-богатырей, наделяя их всем лучшим, что могли сами представить. Богов и героев северные народы представляли как лыжников, владение лыжами трактовалось ими основным достоинством человека. Так, в народных преданиях у остяков (хантов) говорится о том, как бог Тунк-Покс преследовал на небе лося на лыжах и на спуске одну лыжу сломал, но даже на одной лыже настиг зверя. Поэтому Млечный Путь имеет вначале две полосы и далее переходит в одну.
        Былинный эпос тех же остяков рассказывает о высоких физических качествах богатырей, их умении быстро ходить на лыжах. Во время охоты, как повествуют былины, люди упражняли силу своих ног в беге на лыжах и силу рук в натягивании тугого лука. Народные эпические предания сохранили для нас события многовековой, может быть даже тысячелетней, давности, происходившие в северных районах Удмуртии, неподалеку от реки Чепцы. Одна из легенд повествует о живших рядом с Чепцой богатырях Селты. Зимой они надевали серебряные лыжи, чтобы сбегать в гости к друзьям из племени Идны. Расстояние в 20 верст они проносились с такой скоростью, что хлеб, вынутый из печи, не успевал остыть. Другая легенда сообщает о богатыре по имени Идна (основатель древнейшего поселения на территории Удмуртии - Иднакар). По свидетельству сказителей, этот лыжник был обладателем золотых лыж и пробегал расстояние в 30 верст быстрее ветра. Некоторые исследователи считают, что название "серебряные и золотые лыжи" пошло от породы деревьев, из которых они изготовлены. Другие предполагают, что эти названия - скорее всего эпитеты, обозначавшие не только внешние достоинства самих лыж, но и физические качества их владельцев.
        Материалы эпоса народов Севера свидетельствуют, что на протяжении Х1У-ХУ1 веков придавалось громадное значение развитию физических качеств человека, в том числе и умению владеть лыжами. На Руси среди народных видов физических упражнений лыжи имели жизненно важное значение у остяков, вогулов (манси), коми, ненцев, саами и др. Дети этих народов с ранних лет учились ходить на лыжах. В народном эпосе умение хорошо пользоваться лыжами выставлялось как одно из важнейших богатырских качеств. В соревнованиях и подвигах древних богатырей основное место занимало искусство быстрого передвижения на лыжах.
        Первые письменные сведения о применении ступающих лыж содержатся в трудах древнегреческого историка Ксенофонта. Описывая свой поход в Малую Азию в 401г. до н.э., он сообщает, что армяне для ходьбы по снегу в горах Кавказа использовали привязанные к ногам круглые деревянные дощечки, по-нашему - ступающие лыжи. Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VIIвв. н.э. Готский монах Жорданес в 552г., историки Иордан в VIв., Авел Диакон в 770г., Верефрид в конце VIIв. дали подробное описание использования лыж в быту, как средства связи, и в труде, главным образом, на охоте.
        За весь период эволюции лыжного инвентаря, а это несколько тысяч лет, встречались очень разные варианты лыж, ботинок и палок. Первые приспособления для передвижения по снегу, естественно, больше были похожи на современные снегоступы, но со временем они трансформировались, становились более длинными и узкими для увеличения скорости, они уже могли скользить по снегу и своим внешним видом походили на привычные для нас лыжи.
        Первая лыжная обувь не имела жесткой подошвы и просто привязывалась к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так было вплоть до 30-х годов XX века, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов.
        Интересную историю имеют и палки. Оказывается, до конца XIX века лыжники использовали только одну палку. Это связано с тем, что лыжи применялись в основном для охоты и в армии. Первые палки были деревянными или бамбуковыми высотой приблизительно в рост человека. Только в наше время палки превратились в продукт высоких технологий, производятся из легкого алюминия или композитных материалов.
        Позднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом (камус), расположенным назад, что позволяло избежать проскальзывания при подъеме в гору. Имеются данные, говорящие о том, что северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов, костей и крови лося, оленя или рыбьей чешуи. Известно, что подобный способ изготовления лыж применялся некоторыми народностями нашей страны в начале XXв.
        Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба. Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление - желоб. Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась "круглой" и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем - металлическими кантами.
        Первые документальные упоминания об использовании скользящих лыж появились в VI-VIIвв. Готский монах Жорданес в 552г. в своей книге упоминает о "скользящих финнах". Подобные данные приводятся в этот же период византийским писателем Диаконом(770) и другими древними авторами. Они подробно описывали лыжи и их использование северными народностями в быту и на охоте. Наиболее подробно описаны лыжи и их применение в быту, на охоте и в военном деле в книге изгнанного из Швеции и бежавшего в Норвегию епископа Олафа Магнуса (Олаф Великий). В его книге "История северных народов", вышедшей в Риме в 1555г., дается не только описание, но и публикуются гравюры, изображающие лыжников.
        У северных народов нашей страны (ненцев, остяков, вогулов и др.) лыжи широко применялись в быту и на охоте. "Саамы (лопари), ненцы, остяки бьют диких оленей, волков и других подобных зверей больше дубинами, потому что на лыжах свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому рыхлому снегу, и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко скользящего на лыжах человека", - пишет Магнус.
        Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что, помимо охоты, лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге "наперегонки" и в спусках со склонов. Наряду с другими развлечениями и упражнениями (кулачный бой, верховая езда, различные игры и забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVIIв. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.
        Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, жители Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Появление горных лыж
        По свидетельству историков, первые лыжные соревнования состоялись в 1844 году в норвежском городе Тремсее. На заре лыжного спорта лыжи равнинные мало чем отличались от горных, и соревнования нередко, кроме бега по равнине, включали спуски со склонов окрестных гор и прыжки с трамплина.
        Подобное лыжное троеборье долгое время сохраняло свои права в разных странах. В 1879 году жители местечка Телемаркен устроили неподалеку от норвежской столицы на горе Гусби первые "чистые" горнолыжные соревнования. Известные своим мастерством спусков с гор, они вызвали на состязание лыжников Христиании (так тогда называлась нынешняя столица Норвегии Осло).
        Соревнования на Холменколлерских горах собрали огромное количество зрителей. По описанию очевидцев, лыжники мчались по очень крутому склону, с которого "спускаться было почти невозможно". Зрелище было настолько необычным и захватывающим, что слух о нем прокатился по всей Европе. Лучшие лыжники столицы были посрамлены. Они "спускались сгорбленными", опасливо тормозили, перекидывая палку с одной стороны на другую, а с трамплинов не прыгали, а "сваливались мешками". Зато спортсмены из Телемаркена "ехали, гордо выпрямившись, вместо палки демонстративно держа в правой руке еловую веточку", с трамплина пролетали 25 метров, а внизу, "поднимая фонтаны снега, делали эффектный поворот без помощи палки и останавливались".
        Искусство приверженцев нового спорта поразило зрителей, началась волна подражания, а поворот, названный телемарком, надолго стал образцом и получил самое широкое распространение. Он выполнялся так: лыжник выдвигал сильно согнутую ногу вперед и использовал ее в виде руля; другая, опорная нога упиралась носком и коленом в лыжу; руки, наподобие крыльев, расставлялись в стороны для поддержания равновесия.
        Что и говорить, прием был эффектным, но ненадежным. На большой скорости лыжники не выдерживали единоборства с центробежными силами и падали. Трудно было совершить такой поворот на неровном склоне, требующем амортизационных движений. Со временем на смену телемарку пришел плуг, а затем и поворот на параллельных лыжах, получивший название "христиания". Рассказывают, что норвежцы изобрели "христианию" случайно: прыгуны с трамплина, чтобы остановиться, в глубоком приседе наклонялись вбок, придерживаясь одной рукой за снег, и лыжи поворачивали в ту же сторону. И все же основоположниками современного горнолыжного спорта считают не норвежцев, а австрийцев.
        Австрийский альпинист и лыжник Матиас Здарский в 1896 году применил безостановочный спуск с поворотами; он изобрел "плуг", появилась упоровая техника. Для ведения поворота в плуге потребовались более жесткие ботинки и более прочные крепления. В конце прошлого века он выпустил первый учебник по горнолыжной технике, где обобщил все достижения, имевшиеся на тот период, предложил более прогрессивную форму лыж и креплений (правда, техника Здарского также опиралась на одну палку), изложил основы группового обучения.
        С 1905 года в Альпах стали проводить соревнования лыжников на... количество поворотов. Учитывалось максимальное количество поворотов на заданном отрезке, а также количество поворотов за единицу времени (эти правила отчасти напоминают нынешние соревнования воднолыжников-фигуристов). Спустя 6 лет, зимой 1911 года, в Швейцарских Альпах близ Монтаны были впервые проведены соревнования по скоростному спуску: 10 лыжников одновременно мчались наперегонки с верховьев ледника по целине к общему финишу.
        Почти 20 лет потребовалось поклонникам нового спорта, чтобы убедить Международную лыжную федерацию (ФИС) "признать" горные лыжи как самостоятельный вид. Слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин были включены в программу лыжного чемпионата мира лишь в 1931 году, где первенствовали англичане. Однако вскоре лидерами нового спорта прочно становятся представители альпийских стран: Австрии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии. Лишь время от времени спортсмены из других стран "врываются" в их плотные ряды.
История возникновения лыжных гонок
        Интерес к лыжам как к спорту впервые проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал наставление по лыжной подготовке войск со спортивным уклоном. В 1767г. были проведены соревнования по всем видам лыжного спорта (в современной терминологии): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863гг. В 1877 в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии.
        Холменхоленские игры (1883), Финляндии - Лахтинские игры (1922), Швеции - массовая лыжная гонка "Вассалопет" (1922). В конце XIXв. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира.
        Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье; в Швеции - гонки на пересеченной местности; в Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в Международную лыжную Федерацию (1924). Во второй половине XIXв. в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 года в Москве состоялось торжественное открытие первой в стране организации, руководящей развитием лыж - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 году было создано "Общество любителей лыжного спорта", а в 1910 - Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским, в 1897 году создается клуб лыжников "Полярная звезда" в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге - в 8 клубах по другим видам спорта.
        Наверное, достаточно и того, что я натырила в различных информационных источниках и справочниках о лыжах, чтоб не утруждать ваше внимание ещё и историей возникновения и модернизации коньков, по двум причинам:
        1. Коньки, по сути своей, не что иное, как производное от лыж, с той лишь разницей, что изначально были предназначены для быстрого передвижения не по снегу, а по льду замёрзших рек, озёр и каналов.
        2. Коньки являются изобретением иномирской неметчины, в коей зимы, согласно сохранившимся и дошедшим до нас письменных документам средневековья, были суровы и холодны, но, как правило, весьма малоснежными. В той же Голландии, сплошь изрытой каналами, кои зимой уподоблялись прекрасным ледяным дорогам и по коим грех не прокатиться на коньках, а коньки грешно не придумать при таком изобилии готовых халявных катков. Искушённым в изобретательствах всякой судовой технической хрени корабельных дел мастерам, у коих не счёл зазорным поучиться ремеслу сам государь российский Пётр Алексеевич, просто не могли не придумать то, что мы с вами называем коньками. Были знатные умельцы и на Руси, но, как правило, наша зима начинается со снежного покрова, а появившийся на водоёмах лёд тотчас же обретает толстенную снежную шубу. Смею полагать, что и в иномирской России, и в Лукоморье, коньки из Неметчины появились не по необходимости их использования, а лишь для развлечения.
        Российский спорт полон сюрпризов - гонки на русских тройках собираются добиться признания и войти в программу зимних Олимпийских игр. Первые соревнования проводились еще в середине XIX века, однако до сих пор этот вид спорта не стал популярным. В России есть и другие неординарные спортивные соревнования, которые могут посоперничать с тройками в оригинальности. Северное многоборье, гонки на лямпах, охотничий биатлон, кросс на снегоходах, ГОНКИ НА ЕЗДОВЫХ ОЛЕНЬИХ И СОБАЧЬИХ УПРЯЖКАХ, ФУТБОЛ В ВАЛКЕНКАХ НА СНЕГУ, ХОККНЙ С МЯЧОМ и зимняя СПОРТИВНАЯ рыбалка не рвутся на Олимпиаду, но пользуются признанием у народа.
        До сведения наших иномирских читателей хочу довести доказательную информацию о том, что и в нашем Лукоморском княжестве не чураются всяческой зимней соревновательности в различных искусствах, требующих немалой силы и сноровки. Но, особенно у лукоморцев из северной вотчины ханьги Ыйхуякута Однакойетиевича Тайгатундрова, все эти состязания, помимо зрелищной развлекательности, и демонстрации молодецкой удали, являются смотром профессионалной состоятельности охотников, рыбаков и пастухов. Помимо перечисленного, это ещё и демонстрация готовности нашей лукоморской молодёжи к стезе воинов, защитников благополучия и мирного проживания племенных родов северной вотчины, равно как и жителей городов и весей всего Лукоморья.

        Короткие зимние дни сводят людей с ума. В хорошем смысле. Игры на снегу - лучшее средство от зимней депрессии. В этой коллекции собраны фотографии за последний месяц, изображающие различных людей: от олимпийских чемпионов и профессиональных спортсменов, демонстрирующих вершины своего мастерства, до обычных людей, играющих в старомодные снежки на улице. И кому нужна эта весна?
        Полагаю достаточным и размещения картинок с кратким комментарием, для общего представления разновидности зимних видов соревнований, кои не входят в программы иномирских олимпиад.

   
        Члены клуба зимних пловцов Дивногорска разогреваются на набережной перед тем, как окунуться в ледяные воды Енисея. 28-го января тут стояли 13-градусные морозы.




   
        Это кадр соревнования Крутых Парней, прошедшего 30-го января в Пертоне, Англия. Участник только что вынырнул из ледяной воды. Подобное действо проводится тут ежегодно.







   
        Ивонне Вудс, которой недавно стукнуло 85, обтирается полотенцем после своего заплыва на Британском чемпионате зимних пловцов, который состоялся в открытом бассейне Лондона 22-го января.








   
        В Берлине 8-го января прошёл 27-й ежегодный "Зимний Заплыв" на озере Оранкесе. Участники мероприятия заявляют, что ледяная вода способствует улучшению кровообращения.


   
        Молодёжь играет в хоккей на замёрзшем озере Элбсе. Фотография была сделана 5-го января в немецком городке Айтранг.



   
        На горнолыжном курорте Шато д'Окс в швейцарских Альпах 23-го января стартовала 33-я Международная неделя Воздушных шаров. Более 80 команд из 15 стран приняли участие в мероприятии, организованном на курорте, известном своим уникальным микроклиматом и превосходными условиями для полётов на воздушных шарах.


        23-го дня февраля, аккурат в день закрытия иномирской зимней олимпиады в г.Сочи, в России праздник, именуемый Днём защитника Отечества. От имени нашего редакционного коллектива и от всех лукоморцев, читающих нашу чудесатую газету, поздравляю всех российских воинов с их праздником. Желаю им никогда не применять свои воинские умения в боях за Родину, а демонстрировать их только на учениях, да так, чтоб все супостаты и думать не смели обижать Россию, во избежание вашего грозного ответа.


        23-го дня февраля в Лукоморье начинается и будет длиться всю неделю один из самых любимых зимних праздников - Широкая Масленица. И в иномирской России этот праздник так же любим и радостно встречаем россиянами, с той лишь разницей, что лукоморцы не ведают поста по завершении гуляний, поскольку их верования не требуют укрощения плоти голодом.

Из истории Масленицы на Руси
        Масленица (до XVI века - языческая Комоедица, по старой дореволюционной орфографии писали "Масляница") - один из древнейших праздников религии друидов (волхвов).
        Прежде Комоедица - это великий древнеславянский языческий 2-х недельный праздник торжественной встречи Весны и начала древнеславянского Нового года в День весеннего равноденствия. Этим днём отмечался переход к весенним земледельческим работам. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.
        В 988 году завоеватели-варяги (Рюрикович князь Владимир), чтобы укрепить свою в то время сильно пошатнувшуюся власть над тяжко притесняемыми завоеванными племенами, огнем, мечом и великой кровью принудили подвластных им славян отказаться от своих исконных богов, символизировавших древних славянских предков, и принять веру в бога чужого народа.
        Оставшееся в живых после массовых кровавых стычек и протестов славянское население было самым жестоким образом крещено (всех, включая малых детей, дружины варягов копьями загоняли для крещения в реки, и реки, как сообщает летописец, "краснели от крови"). Изображения славянских богов сожгли, храмы и святилища (капища) разрушили. В крещении славян не было даже намека на благоговейную христианскую святость - просто очередной зверский акт отличавшихся особой жестокостью викингов (варягов).
        При крещении очень многие славяне были убиты, а часть бежала на Север, в земли, не подвластные варягам. В результате проведенного при христианизации геноцида славянское население Руси сократилось приблизительно c 12 млн до 3 млн человек (об этом ужасающем сокращении численности населения однозначно свидетельствуют данные всерусских переписей населения от 980 и 999 годов). Позднее бежавшие на Север тоже были подвергнуты крещению, но рабства ("крепостного права") у них никогда не было.
        Порабощенные славяне навсегда лишились своих корней и духовной связи с древними предками. Теперь они стали не славичи, кривичи, вятичи, древляне, поляне, а стали называться по принадлежности своим скандинавским господам-русам именем прилагательным "русские" (чьи? - русские). Хотя названия всех народов в русском языке именуются именами существительными (кто? - французы, греки, татары) сохранились для их отдаленных потомков, т.е. для нас с вами. После принятия христианства на Руси волхвы бесстрашно боролись за независимость славян и стали участниками многих восстаний против поработителей-варягов (викингов), поддерживали оппозиционные киевскому князю силы.
        Последние "настоящие" волхвы упоминаются в XIII-XIV вв. в Новгороде и Пскове. К этому времени язычество на Руси было практически ликвидировано. Вместе с волхвами исчезли их древняя руническая письменность, их знания. Практически все рунические записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды. Позже под названием "волхвы" в России понимались лишь разного рода народные знахари, еретики и новоявленные чернокнижники.
        После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица - великий праздник Весны священной, приходящей в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) - попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались. После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником он был включен в православные праздники под названием "сырная (мясопустная) седмица", предшествующая семи неделям Великого поста.
        Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием - Днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной. Это разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (друидов), в которой именно дни зимнего (самая долгая ночь в году) и летнего (самый длинный день в году) солнцестояния и весеннего (день удлиняется и становится равным ночи) и осеннего (день укорачивается и становится равным ночи) равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.
        В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий пост перед Пасхой). В начале XVIII века любитель пиров и праздников Петр I, хорошо знакомый с веселыми европейскими масленичными обычаями, своими царскими установлениями ввел в России обязательное всеобщее празднование народной Масленицы на традиционный европейский манер. Масленица превратилась в светский праздник, сопровождающийся нескончаемыми веселыми игрищами, катаниями с горок, состязаниями с призами. Собственно, с петровского времени и появилась наша нынешняя народная Масленица с организуемыми властями веселыми карнавальными шествиями ряженых, развлечениями, балаганами, бесконечными шутками и гуляньями.

Масленица
        Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.
        Масленицу повсюду на Руси ожидали с большим нетерпением - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник, который сопровождался различными обычаями и обрядами, направленными, в том числе, на содействие бракосочетаниям и созданиям семей.
        Смысловое значение Масленицы - это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины: желтые, круглые и горячие, они отождествлялись с Солнцем.
        С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращавшихся с базара вопросом: "Везешь ли Масленицу?". Кто отвечал "Нет", того били лаптями.
        В этот же день ребятишки с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лён уродится длиннее.
        Последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать их в гости на Масленицу. В "мясное воскресенье" тесть ездил звать зятя "доедать барана". По материалам прошлого столетия, Масленицу обычно открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие Масленице:
        "Звал-позывал честной Семик
        широкую Масленицу к себе в гости во двор.
        Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки,
        бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
        Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься,
        в блинах поваляться, сердцем потешиться.
        Уж ты ль, моя Масленица, красная краса,
        русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка,
        трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!
        Приезжай ко мне в тесовый дом
        душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.
        Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик
        в салазочках, в одних портяночках, без лапоток.
        Приезжала честная Масленица, широкая боярыня,
        к Семику во двар, на горах покататься,
        в блинах поваляться, сердцем потешиться.
        Ей-то Семик бьет челом на салазочках,
        в одних портяночках, без лапоток.
        Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася,
        в блинах повалялася, сердцем потешалася.
        Ей-то Семик бьет челом, кланяется,
        зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину.
        Входила честная Масленица, широкая боярыня,
        к Семику во тесовый терем,
        садилась за дубовый стол, к зелену вину.
        Как и она ль, честная Масленица,
        душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася".

        После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"
        В Дмитровском районе под Москвой "в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой. Фигура изображает девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блин - главные символы Масленицы. Во многих семьях блины начинают печь с понедельника". Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих, и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару: "Месяц ты, месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!"
        В Масленицу прощались с долгой холодной зимой и встречали солнце. Веселье длилось несколько дней. Верили, что злые духи не выносят шума, поэтому с криком сжигали старый мусор - считалось, что нечистая сила прижилась за зиму в залежалом хламе. Жгли старую одежду, рядились в шкуры животных, мазали лицо сажей - с той же целью обмануть, отвадить злых духов.
        Типично русским масленичным увеселением было также катание на тройках под песни, с шутками, прибаутками, поцелуями. Больше всего на Масленицу оказывалось внимания молодоженам. Они выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Например, костромичи "выборанивали девок" - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж.
        В некоторых районах Воронежской губернии неженатым парням привязывали колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, конфетами, блинами.
        Одним из главных событий, связанным с молодоженами и справляемым в Масленицу по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется).
        Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.
        Калужские девки и бабы разыгрывали целое представление - похороны Масленицы: "Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубаху и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собой Масленицу. Затем одну бабу наряжают попом, надевают на нее рогожу вместо ризы и в руки ей дают навязанный на веревке осметок - вместо кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством "попа" пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен.
        Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки, вместо носилок, накрывают ее пеленкой. Дошедши до конца деревни процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, рвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "Аллилуйя!", а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т.д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!"

        Считалось, что Масленица называлась так потому, что в течение всей недели ели коровье масло. До праздника в пост потребляли только конопляное.
        Неделю в каждом доме пекли блины - основное и обязательное блюдо на столе. Каких их только не было! Молочные и яичные, на дрожжах, на опаре, из гречневой муки и из ржаной, пшеничные и овсяные, с припеком, с двумя припеками. Ели блины и этим самым действом поклонялись солнцу - Яриле. Первый блин на Масленицу - за упокой. Его кладут на слуховое окошко "для душ родительских".
        Каждый день этой недели имел свое название:
        понедельник - "встреча";
        вторник - "заигрыш" - с утра молодежь приглашали покататься с горки, поесть блинов;
        среда - "лакомка", "разгул", "перелом" - теща приглашала всех своих зятьев на блины;
        четверг - "разгуляй-четверток", "широкий" - начало масленичного разгула, катание по улицам, различные обряды;
        пятница - "тещины вечерки", "тещины вечера" - зятья угощают тещу блинами;
        суббота - "золовкины посиделки", "проводы" - молодая невеста приглашала родных к себе, дарила золовкам подарки;
        воскресенье - "прощенный день", "заговенье на Великий пост" - проводы Масленицы. Ездили в гости, целовались в знак полного примирения и просили друг у друга прощения (как правило - младшие у старших).
        "Прощенное Воскресенье" перед началом Великого поста - день общего покаяния, день очищения от грехов и раскаяния.
        "Великий пост" - семинедельный период строгости, святости, воздержания; пост строгий, особенно первая неделя (Сборная), четвертая (Крестопоклонная) и последняя - седьмая (Страстная). На страстной неделе пост прекращался после литургии в страстную субботу, когда вовсю начинается подготовка к Пасхе.

        Вот написала ведь, что особых новостей ни в Жихарьшраде, ни во всём Княжестве лукоморском нет - и была вельми неправа. После закрытия олимпийских зимних игрищ в иномирской России на княжьем дворе объявился наш Лукоморский князь-батюшка Жихарь!
        На малом встречальном пиру Наибольшая боярыня, матерь наша Элеонора Фомична досконально подробно доложила князю-батюшке Жихарю о всех случившихся в Лукоморье событийных перипетиях. По завершении пространного доклада, Жихарь одарил Фомичну новейшей, редкостной и вельми многоценной Российской деньгой, именуемой сочинским стольником.
        Матерь наша Фомична не была бы таковою, ежели бы тотчас же знатно не отдарилась. Все жихарьградцы помнят и вряд ли когда забудут совместную новогоднюю премьеру двух етитско-етических театров, по завершении коей княжескими спецназками, при активном содействии небезызвестного Акакия Пруткова был обнаружен считавшийся пропавшим знаменитый кощеев бриллиант, прозванный Многоцветом. По распоряжению Фомичны, сей драгоценнейший артефакт был вставлен в навершие скуфейки, сиречь пресловутой шапки Мони Маха, кою многомудрый царь Соломон подарил буйному молодцу Жихарю за победу над сарацинским султаном Сновахудонасером.
        Князь-батюшка Жихарь был несказанно рад шапке Мони Маха и аквамариновому сиянию чудесатого камня-многоцвета, пояснив своему боярскому окружению, что сия окраска означает стабильное спокойствие на территории всего княжества Лукоморского.
        О своих новых похождениях и приключениях Жихарь поведал лишь малому кругу приближённых бояр. А всем участникам малого встречального малого пира - по завершении оного объявил: "Переменам в Лукоморье быть, поелику их не избежать, когда в Иномирье оных прорва великая. Посему и счёл нужным вернуться в Лукоморье. Поводов для кручин не вижу, а чему быть - того не миновать. Коль в подлейшие времена выстояли и свой род приумножили, то и с предстоящими, даст Бог, сладим!"

        За сим прощаюсь с вами, дорогие наши читатели. С весной вас и всем добрейшего здравия!
                 Главред газетного приказа, боярыня-борзописица Владлена Алевтинова







Реклама в Интернет