Akselbant
Реклама в
Интернет
Stolica.ru Все
Кулички

Gusarskij Klub





























Накануне Пасхи: "Чистый четверг"
(использован материал статьи О. Матвейчева "Прощай, немытая... Европа")

        17 апреля по православному календарю в 2014 году - Чистый четверг. Как повелось, в этот день верующие приводят дом в порядок, как это делали некогда апостолы Петр и Иоанн в сионской горнице перед Тайной вечерей.
        Вполне возможно, что Чистый четверг получил свое название также в воспоминание об ином евангельском событии. Был иудейский обычай омывать ноги гостям перед трапезой (обычно это делал раб). Ученики Христа готовы были праздновать Пасху, однако никто не изъявил желания исполнить обычай. Ученики спорили, кто из них важней. Увидев это, Христос показал пример смирения и любви: сняв верхнюю одежду и взяв полотенце, он обошёл учеников своих, омыл и отёр им ноги, заповедав затем служить друг другу и всякому иному человеку.
        Верующие с любовью моют свое жилье, чтобы достойно встретить предстоящий праздник - Пасху.
        Приводится в порядок и двор, и огород, и подсобные помещения.

        В Великий четверг все верующие стараются причаститься на литургии. Также в этот день пекут куличи.
        Наверно, мы все помним со школьной скамьи вот эти строчки: "Прощай, немытая Россия, / страна рабов, страна господ..." Либеральная общественность обожает эти строчки Михаила Юрьевича, довольно часто цитируют оные, дабы привести утвердительное доказательство варварству и грязи русского народа, и, естественно, вместе с этим превозносят западную цивилизацию, как нечто светлое и благоухающее. В общем, насмотрелись либералы "Трех мушкетеров" с выскобленными с мылом рижскими улицами, и... Но вот такой ли была на самом деле Европа? И кто тут еще немытый?

Средневековая Европа. Штрихи к портрету
        Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Средневековье вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья. В то время, пишет Зюскинд, не существовало не единого вида человеческой деятельности, ни созидательной, не разрушительной, ни единого выражения зарождающейся или загнивающей жизни, которую бы постоянно не сопровождала вонь.
        Попробуем разобраться, не возвел ли писатель напраслину на "Прекрасное Средневековье" и не сгустил ли краски для эпатажа наивного и доверчивого читателя. Судите сами.
Клопы
            Приезжий в гостинице:
             - Что это у вас здесь, на бланке анкеты?
             - Клоп, сэр.
             - Я ничего не имею против того, что у вас 
           в гостинице клопы. Но когда они вылезают, 
           чтобы подсмотреть, какую вы даете комнату - 
           это уже слишком!
                           (старый анекдот)
        Клопы - бич средних веков. Самый знаменитый из этих приятных насекомых - постельный клоп (Cimex lectularius), населяющий весь север Евразии и Северную Америку. Западная цивилизация настолько привыкла к клопам, что присказку "Спокойной тебе ночи, и чтоб клопы не кусали" можно услышать в каждом втором голливудском фильме. Клопы были настолько неотъемлемой и привычной частью жизни, что даже кориандр (известный также под названиями "кинза" и "китайская петрушка"), семена которого используются как специи, в средние века получил свое название от греческого koriannon ("клоповник"), производного от korios - "клоп" - из-за свого специфического запаха.
Мадрид
        Мадрид был маленьким городишком, где, как и по всей Европе, ночные горшки привычно выливались прямо на улицу. Но, хотя Мадрид по части выливания помоев, которые текли по мостовой, вызывая зловоние и заразу, ничем не отличался от Лондона и Парижа, всё же интересно отметить разницу в регулировании этого обычая. Если в Париже выпускали указы о предупреждении зазевавшихся прохожих, в Лондоне ставили сторожей, то в Мадриде издавна были отведен специальный час, когда королевским указом появляться на улицах было запрещено, поскольку в данный час на городские улицы выливали помои.
Крысы и крысоловы
        Еще одной жуткой проблемой средневековья были крысы. Упоминания о вреде, причиняемым ими, часто встречаются в легендах и хрониках. Базельские анналы отмечают еще под 1271 г.: "Крысы уничтожают зерно, сильный голод".
        Впрочем, голодала Европа всегда. В замечательной книге Фрица Куршмана о голоде в средние века (Hungersote im Mittelattr) собраны сотни текстов из хроник вплоть до великого голода 1315 - 1317 гг. В них разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с их ужасающими эпизодами, включая каннибализм, и неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками. Вот знаменитый текст из хроники Рауля Глабера, 1032 - 1934 гг.: "Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род..." (Ле Гофф, "Средневековая цивилизация").
        Но голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Я уже писал выше о том, что, благодаря уничтожению христианами кошек, расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Так что страх перед крысами - старый страх. Не зная ничего о бациллах, люди в средние века просто заметили, что вслед за крысами в город приходила чума, поэтому крысы считались вестниками беды и смерти.
        Так как кошки, как "бесовские отродья", были христианами практически изведены, и с крысами было бороться некому, то спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.
"Прощай, немытая... Европа"
        Но настоящий животный ужас русские массово испытали, когда стали выезжать за границу в 90-х, ходить в гости и наблюдать, как хозяева после обеда затыкали раковину пробкой, клали в нее грязную посуду, наливали жидкого мыла, а потом из этой раковины, кишащей помоями и нечистотами, просто вытаскивали тарелки и, не ополоснув под струей воды, ставили на сушилку!
        "Прощай, немытая Россия!.." Существует обширная литературоведческая дискуссия о принадлежности этих строк перу Лермонтова. Но кто бы ни оказался истинным автором, важно, что после него эту формулу повторили и повторяют все русофобы от прибалтов, поляков и так называемых, "украинцев" до самых далеких заатлантических друзей, которые и Россию-то видели только в голливудских боевиках. Ярлык грязи, немытости по отношению к русским приклеен достаточно прочно. Он, конечно же, является синонимом нецивилизованности и культурной отсталости.
        Но кто клеит нам сей ярлык? Не те ли, кто научился мыться буквально вчера? По историческим меркам, конечно...
СЛАВЯНЕ И ЧИСТОТА
        Действительно ли Россия выглядит такой уж немытой в сравнении с более чистыми и светлыми соседями и, особенно, европейцами?
        Первое упоминание о славянах, которое дают западные историки, отмечает как важную особенность именно славянских племен то, что они "льют воду", то есть моются в проточной воде, тогда как все остальные народы Европы мылись в кадушках, тазах, ваннах. Поразительно, но славянина по происхождению даже сейчас, спустя полторы тысячи лет, можно узнать по этой привычке. Недавно пришлось наблюдать за семьей русской эмигрантки, вышедшей за канадца. Их сын, который даже не говорит по-русски, моет руки под открытым краном как мама, тогда как папа затыкает раковину пробкой и плещется в собственной же грязной пене. Мытье под струей русским кажется настолько естественным, что мы всерьез не подозреваем, что являлись чуть ли не единственным (во всяком случае, одним из немногих) народом в мире, который поступал именно так. Советские люди в 60-х годах, когда на экранах появились первые буржуазные фильмы, были в шоке, когда видели, как красивая французская актриса вставала из ванны и надевала халат, не смыв с себя пену. Фу! Но настоящий животный ужас русские массово испытали, когда стали выезжать за границу в 90-х, ходить в гости и наблюдать, как хозяева после обеда затыкали раковину пробкой, клали в нее грязную посуду, наливали жидкого мыла, а потом из этой раковины, кишащей помоями и нечистотами, просто вытаскивали тарелки и, не ополоснув под струей воды, ставили на сушилку! У некоторых возникал рвотный рефлекс, ведь сразу же представлялось, что все ранее съеденное лежало на такой же грязной (!!!) тарелке. Когда об этом рассказывали знакомым в России, люди просто отказывались верить, считали, что это какой-то особый случай нечистоплотности отдельной европейской семьи.
        Еще раз повторю, что обычай "лить воду" отличал раньше в Европе именно славян, был закреплен именно за ними в качестве отличительного признака, который явно имел какой-то религиозный древний смысл. Кстати, сама самоидентификация славян также напоминает о связи с самоочищением. Выше было сказано, что язык, слово - есть этап в самоочищении. Самоназвание "славяне" происходит от "слава" и "слово", то есть это значит "народ, обладающий словом", языком, тот, кто умеет говорить. Тогда как все отличающиеся от них люди есть "немцы", немые, не понимающие. Есть обоснованное предположение, что славян как единую группу своими нашествиями разбудили к истории именно готы. С тех пор название "немцев" закреплено преимущественно за германцами, хотя раньше, наверное, имело более широкий смысл. Славяне исключали, выделяли себя как тех, кто обладает словом. Кстати, русское слово "чистый" происходить, от "цедтый", от глагола "цедить", чистый - процеженный, отфильтрованный.
ВОНЮЧАЯ ЕВРОПА
        Ну, а теперь давайте посмотрим на Европу тех веков. С падением Римской империи всякое понятие о чистоте и чистоплотности исчезло. Если в Риме для людей в достатке еще были термы (бани), то Европа этот обычай не унаследовала. ВНИМАНИЕ! С V по Хll век, то есть 700 лет - Европа вообще не мылась! Этот факт отмечают многие историки. Мылись два раза в жизни, после рождения и перед смертью. Монархи мылись перед праздниками в большой деревянной бочке, в собственной грязи и пене. Чтобы не греть воду десять раз, после монарха в бочку по очереди залезала и вся придворная свита! Русская княжна Анна, ставшая французской королевой, была не только единственным грамотным человеком при дворе, но единственной, кто имел привычку мыться и содержать себя в чистоте.
        Некий Дионисий Фабриций, настоятель кирхи в Феллине, в изданном им сборнике об истории Ливонии поместил рассказ, связанный с монахами монастыря Фалькенау под Дерптом (ныне Тарту), сюжет которого восходит к XIII в. Монахи недавно основанного доминиканского монастыря добивались от Рима денежных субсидий, а просьбу подкрепляли описанием своего аскетического времяпрепровождения: каждый день, собравшись в специально выстроенном помещении, они разжигают печь так сильно, как только можно терпеть жар, после чего раздеваются, хлещут себя прутьями, а затем обливаются ледяной водой. Так они борются с искушающими их плотскими страстями. Из Рима послан был итальянец, чтобы проверить истинность описанного. Во время подобной банной процедуры он едва не отдал Богу душу и поскорее убрался в Рим, засвидетельствовав там истинность добровольного мученичества монахов, которые и получили просимую дотацию.
        Если бы не крестовые походы, то Европа не мылась бы еще дольше. Крестоносцы поразили и арабов и византийцев тем, что от них разило, "как от бомжей", как бы сказали сейчас. Запад предстал для Востока синонимом дикости, грязи и варварства, да он и был этим варварством. Вернувшиеся в Европу пилигримы попытались было внедрить подсмотренный обычай мыться в бане, но не тут-то было! С Хlll века бани официально попали под запрет Церкви как источник разврата и заразы. Так что галантные рыцари и трубадуры той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. Не лучше были и дамы. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а также блохоловки... (От редакции: объективности ради, то же можно сказать и о России Петровских времён, когда - среди власть имущих, разумеется - в моду вошли европейские наряды и дамские прически).
        ХlV век был, наверно, одним из самых страшных в истории Европы: ни одна гражданская, межрелигиозная или мировая война не принесла столько бедствий, сколько принесла эпидемия чумы. Италия, Англия потеряли половину населения, Германия, Франция, Испания - более трети. Сколько потерял Восток, достоверно не известно, но известно, что чума пришла из Индии и Китая через Турцию и Балканы. Она обошла только Россию и остановилась на ее границах, как раз там, где были распространены бани. Вот такая биологическая война тех лет. То, что русские и славянство вообще до сих пор являются одной из самых многочисленных в мире этнических групп, несмотря на то, что больше всех в истории воевали и подвергались геноциду, это не из-за какой-то особой славянской плодовитости, а благодаря чистоплотности и здоровью. Нас всегда обходили стороной или мало затрагивали все эпидемии чумы, холеры, оспы...
        Еще Геродот в V веке до н.э. говорит о жителях степей северо-востока, что они льют воду на камни и парятся в хижинах. По разным преданиям, в I веке баней славяне встретили Андрея Первозванного. Но это легенды, а вот что точно известно, так это повеление князя Владимира строить бани как "заведения для немогущих" (больных). Ведь баня - это не только чистота, но и здоровье, гипоксильная терапия, массаж, прогрев и проч. Тогда, кстати, Владимир привез новшество из Новгорода. И сами бани назывались "новгородскими". Возможно, сами русские подсмотрели этот обычай у угро-финнов, но главное, что переняли, а не откинули как дикий. Что хотелось бы отметить в этой связи особо: после ополячивания Галиции и Волыни бани там исчезли, так же, как русский язык превратился в "мову", а народные сказки стали повествовать не о подвигах Ильи Муромца и не о стольном Киев-граде (как можно до сих пор еще слышать в архангельских и вологодских деревнях, за тысячи километров от Киева), а о ксендзах и хитрых крестьянах (типично польские сказки). После великого переселения Руси на северо-восток в XI-XII веках вместе с русской культурой, русским языком, сказками, песнями, столицей, правящей династией и названием народа из Червоной и Малой Руси ушли и бани.
        Россия и баня неразделимы. Одним из обвинений, предъявленных Лжедмитрию Первому, было то, что он не мылся в бане, хотя ему готовили ее каждый день. Ополячился, набрался европейской культуры. В изданной в 1644 году в Европе книге "Законы французской вежливости" советовали каждый день мыть руки, а лицо "почти столь же часто". А еще в культурной Европе в это время специально ставили блюдца на стол, чтобы желающий мог культурно давить пойманных на себе вшей. А вот в варварской России блюдец не ставили, но не по скудоумию, а просто потому, что надобности не было, не было вшей. И. Солоневич также сообщает, что в XVII веке в версальском дворце галантные дамы и кавалеры отправляли естественные надобности прямо в коридорах. Чтобы такое происходило в палатах московского царя, трудно себе помыслить. Впрочем, не было бы счастья, да несчастье помогло: благодаря европейской нечистоплотности и "вонючести" появилась потребность в парфюмерии, которая и стала настоящей отраслью промышленности.
        Может быть, монархист и славянофил Солоневич просто напраслину возводит? Но тогда послушаем современного писателя - всё того же П. Зюскинда, славного тем, что всегда до мельчайших подробностей воспроизводит детали быта описываемой эпохи. Вот описание главного города Европы, Парижа в самый расцвет XVIII галантного века: "Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни - порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов - луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял, как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное; королева - как старая коза, и летом, и зимой..."
        И в самом Париже опять-таки было одно место, в котором вонь господствовала с особой инфернальностью, а именно - Кладбище Невинных. На протяжении 800 лет сюда свозили покойников, на протяжении 800 лет сюда привозили десятки трупов и сбрасывали в длинные ямы и, позднее, накануне Французской революции, после того, как некоторые ямы опасно провалились и вонь переполненного кладбища вынуждала жителей не просто к протестам, а к восстаниям, оно, наконец, было закрыто и заброшено, а на его месте был сооружен рынок съестных товаров.
        Иностранцы, приезжающие в Россию, наоборот, подчеркивали чистоту и аккуратность русских городов. Здесь дома не лепились друг другу, а стояли широко, были просторные, проветриваемые дворы. Люди жили общинами, миром, а это значит, куски улиц были "общими", и поэтому никто, как в Париже, не мог выплеснуть ведро с помоями просто на улицу, демонстрируя, что только мой дом - частная собственность, а на остальное - наплевать! Единственный город в России, который был мерзок и вонюч, именно не на площадях и проспектах, а в подворотнях и жилых кварталах, был самый европейский город - Санкт-Петербург. Недаром эту его специфику запечатлели Некрасов в стихах и Достоевский в "Преступлении и наказании", но это уже было в XIX веке.
КОГДА НА ЗАПАДЕ СТАЛИ МЫТЬСЯ?
        Может быть, в Европе XIX век что-то изменил? Да, но благодаря русским, которые вошли в Европу и привезли с собой походные бани. Но потребовалось еще почти сто лет, чтобы, например, в той же Германии началось массовое строительство общих бань, и немцы приучились мыться каждую неделю. Без шуток: в 1889 году "Немецкое общество народных бань" зазывало немцев в бани и писало рекламные объявления "каждому немцу баня раз в неделю". И то на всю Германию в начале ХХ века насчитывалось всего 224 бани. Все века европейцы по традиции мылись в купальнях, больших бочках или тазах, в своей же пене или грязи и делали это не чаще, чем раз в месяц, или перед крупными праздниками или событиями. Но, может, это только простой народ в Европе был немыт, а знать могла себе позволить жить в чистоте? Нет, вот Юст Эль, датский посол в России в начале XVIII века, удивляется русской чистоплотности, вот Уэллеслей, английский военный атташе при Александре II, удивляется еженедельному мытью русских.
        Вообще, очень полезно прочитать всем книжку "Россия - это сама жизнь", изданную Сретенским Монастырем в 2004 году. У книги более двухсот авторов, все это иностранцы, которые побывали в России с XIV по XX век и оставили свои заметки и впечатления. Такую подборку надо было издать уже давно, ведь действительно в Россию приезжали миллионы иностранцев! И, конечно, они оставляли воспоминания. Но у нас на все случаи жизни привыкли цитировать одного только маркиза де Кюстина. Его феномен именно в том, что он, единственный из миллионов иностранцев, побывавших в России (в том числе, и в плену), оставил о ней негативные тенденциозные впечатления. Тогда в Европе нужен был такой автор, там как раз нагнеталась антироссийская истерия перед будущими схватками. Оттого и был он десятки раз переиздан в Европе, а затем и в СССР в "демшизоидном" 1990-ом году аж три раза, аж 700 тысячным тиражом. То, что написанное Кюстином зачастую банальная клевета и невежество, прекрасно показали В. Кожинов и К. Мяло. Но этого мало. Миллионными тиражами должны быть изданы мемуары десятков послов в России, пленных, политических деятелей, путешественников. Практически всё написанное ими может быть подытожено одной фразой: "все иностранцы ехали в Россию русофобами, а возвращались русофилами". Есть масса курьезных фактов: например, всем известно, что фашистская пропаганда научила немцев воспринимать русских не иначе, как "руссиш швайн", свиней, но немногие знают, что во Вторую Мировую для ведомства Геббельса встала серьезная проблема, что делать: от сотен тысяч немцев, у которых в услужении были угнанные в рабство славяне, шли письма и отзывы на тему того, что официальной пропаганде нет доверия, ведь "русские оказались более, чем людьми", а вовсе не свиньями. Прочитайте воспоминания немецких военнопленных, в мозг которых не вмещалось, как это русские женщины, мужей которых они убивали на войне, а дети которых гибли под бомбами, приходили на стройки и брали у немцев на дом вещи для стирки.
        Если же возвращаться к нашим временам, то можно сказать, что квартиры с ванными появились в Европе только в 60-е годы ХХ века, а походы в бани, хоть в общественные, хоть в экзотические типа саун, русских бань, терм и хамамов являются редкостью.
        В России же и в советские времена культ чистоты и гигиены поддерживался с особой настойчивостью. Кто не помнит строк из стихотворения Маяковского про мальчика, который любит мыло и зубной порошок? Кто не знает "Мойдодыра" К. Чуковского? Кто не знает песню про то, что "от всех болезней нам полезней солнце, воздух и вода"? Кто из советских людей не видел плакатов "Чистота - залог здоровья" и "Мойте руки перед едой"? Кстати, вопрос русских "А где тут у вас можно вымыть руки?" до сих пор удивляет иностранцев. Они рук перед едой не моют, если они не очевидно грязные. Что касается бань, то до сих пор это поголовная любимая народная традиция. Даже урбанизированные городские жители выбираются на дачи или к старикам в деревни, где баня есть обязательно, если не у себя, то у друзей или соседей. Любят и общественные, как герои фильма "Иронии судьбы или с легким паром".
        Общаясь с эмигрантами, покинувшими Россию в последние 30 лет, однако, можно действительно сделать вывод, что, впервые за тысячелетнюю историю, Запад превзошел Россию в вопросах чистоты и гигиены. Действительно, сейчас на Западе есть и ванны, и души, и биде, и джакузи в огромном количестве, царский ассортимент всевозможных средств гигиены, моющих и чистящих средств, туалетная бумага в каждом общественном туалете и многие другие достижения "культуры". Но и здесь бизнес, производство этих средств гигиены и косметики и реклама сделали свое черное дело: перебор! Современный западный человек живет как под стеклянным колпаком, ему недоступны даже полезные бактерии и микробы, он не имеет иммунитета против элементарных заболеваний, шкафы его полны лекарств, без которых он, как наркоман, уже не может обойтись даже при самой безобидной простуде. В гигиене, как и во всем, нужна мера. Впрочем, если захотеть, то можно найти массу цифр, которые бы свидетельствовали о том, что и до меры там далеко. Например, во Франции вши до сих пор - нормальное явление, мази в аптеках от них продают. В Англии, как мне жаловались очевидцы, в частных школах от вшей стригут детей коротко, а моют по пять детей в одной ванной. В Японии 95% детей больны аскаридозом. И так далее, и тому подобное.

МЫ ЕЩЕ НЕ ВЫРОДИЛИСЬ
        Недаром Россия была и остается одной из самых здоровых наций мира. Здоровью и физической красоте русских иностранцы поражались во все времена. Да, собственно, можно просто пройти по улицам и понять это, посмотрев на русских женщин. А ведь это не просто местная специфика, просто так данная природой. Женщины - хранители элитного генофонда. Как утверждают генетики, мужской набор генов всегда экспериментален, и большая часть генного набора мужчин - это генетический мусор, не прошедший эксперимент. Только то, что оказалось полезным и прошло обкатку, передается женщине на одно поколение позже. По красоте и здоровью женщин можно судить о генофонде. И тут не европейцам и американцам нас судить. Побывал я, например, в полутора десятках стран: глаз положить не на что.
        Уникальное исследование распространенности врожденных медицинских пороков проводилось в 193 странах мира американскими учеными по заказу общественной организации March of Dimes, занимающейся помощью детям с врожденными недугами. В исследованиях учитывались врожденные пороки генетической или частично генетической природы, в том числе пороки сердца, пороки медуллярной (мозговой) трубки, талассемия и серповидно-клеточная анемия (болезни крови, связанные с нарушением структуры гемоглобина), синдром Дауна. Общие выводы специалистов March of Dimes были совсем неутешительными: в целом по миру каждый шестнадцатый новорожденный имеет серьезные генетические отклонения. Основная причина - плохая экология, вредные химические вещества или некоторые виды инфекции, попадающие в организм будущей матери, а также кровнородственные браки и поздние роды.
        Результаты исследования показали, что генетическое здоровье нации в России до сих пор остается одним из лучших в мире. Число врожденных дефектов на тысячу детей, появившихся на свет в нашей стране, оказалось равным примерно 42,9. Мы занимаем пятое место в мире по уровню генетического здоровья. В конце списка оказались Бенин, Саудовская Аравия и Судан с показателями от 77,9 до 82,0. Среди постсоветских стран худшие показатели у Таджикистана (75,2) и Киргизии (73,5). Показательно, что США с их хваленой медициной и модой на здоровый образ жизни оказались лишь на двадцатом месте, уступив своей южной соседке Кубе.
        "Исследование подтверждает, что в наследство от предков россиянам достался хороший, надежный генотип, а это - основа здоровья", - говорит заместитель директора Медико-генетического центра РАМН по науке профессор Александр Чеботарев: "В целом, их данные вполне сопоставимы с теми, что мы получаем в выборочных исследованиях. Важно, чтобы люди понимали: в наших силах приумножать здоровье будущих поколений, а не бездумно растрачивать то, что досталось от дедов и прадедов". Итак, слухи о том, что российская нация вымрет не позднее, чем к следующему вторнику, в очередной раз не подтвердились. Как и тот "непреложный факт", что генетическое здоровье нации напрямую зависит от "уровня развития демократии" в той или иной стране. Впрочем, то, что американцы уступают нам целых пятнадцать позиций в грустном реестре, почему-то нисколько не удивляет. Достаточно пересмотреть фильм "Двойная порция" Моргана Сперлока, чтобы понять, какая участь ожидает в перспективе нацию, придумавшая скорое питание в картонных пакетиках. Мы же, не женатые на кузинах (в отличие от президента Рузвельта и писателя Эдгара По), предпочитающие растворяющей медяки кока-коле домашний квас и пиво без консервантов, не боящиеся ни свирепых морозов, ни социальных потрясений, все детство проведшие на футбольных полях, а не в душных квартирах за плейстейшеном (от редакции: наверно, это устаревшая информация), имеем все шансы остаться нормальными и здоровыми.
        Да, средняя продолжительность жизни в России в последнее время резко упала, но это временное явление, возникшее по причине мягкого геноцида, называемого "перестройкой" и "демократическими реформами". Но с тысячелетним, здоровым генетическим заделом всё легко восстановится, как только Россия окончательно вылечится от демшизы.

МЫ В ПОСТЕЛЬ В БОТИНКАХ НЕ ЛЕЗЕМ
        На этом можно было бы и закончить, но один демшизоид, которому я приводил уже вышеизложенные аргументы в сходном споре продемонстрировал своего рода лазейку, которую мне хотелось бы закрыть. Дескать, когда говорят о "российской немытости", то имеют в виду не личную гигиену, а грязь в быту, мусор на улицах, зассанные лифты и слово из трех букв на заборах.
        Не знаю. Да, иной раз у самого сердце сжимается, когда проезжаешь российскую деревню. Покосившиеся, некрашеные заборы, заросшие палисадники. Но это же просто бедность! Это смерть деревни, урбанизация. Трудно что-то требовать от оставшихся в деревне стариков, доживающих последние годы, и от безработных спивающихся бывших "знатных хлеборобов и механизаторов". Однако, если зайти к старикам в дом, то в большинстве там всё чисто и прибрано, каждая вещь на своем месте.
        Вспоминаю молодость и студенческие общежития: самые грязные, кишащие тараканами комнаты всегда были у иностранных студентов. Наши же, особенно девчоночьи, всегда были чистыми и уютными. И вот еще что. Одна из отличительных традиций. Всегда и везде в России на пороге люди снимают обувь. Как, помнится, восторгалась наша демшизоидная интеллигенция тем, что за границей туфли никто не снимает. Как удобно! Но чистота на самом деле всегда связана с жертвами в ее пользу: не мыться месяцами тоже "удобно". А ведь вход с улицы в обуви - это грязь, пыль, настоящее свинство. Ведь в доме играют дети, если маленькие, то они ползают по полу. Большинство квартир иностранцев, в которых я был, мне напоминали либо общежития, либо номера гостиниц, прежде всего, из-за грязного от уличной обуви пола и ковров. Кстати, сейчас всё больше и больше распространяется обычай по всему миру всё же снимать уличную обувь и пользоваться тапочками. У них только распространяется, а у нас всегда было так!
        О виде наших городов и поселений в прошлом уже говорилось выше, а что касается настоящего, то действительно, есть места на земном шаре, где подобных явлений крайне мало. Какая-нибудь Новая Англия, Санта-Барбара, маленькие городки Германии, Италии или Фландрии. Но в Англии есть свой Ливерпуль, в Италии довольно дурнопахнущая Венеция. Даже в Германии есть такие города-монстры, как Белефельд, например. В нем жить нельзя. Говоря про Америку, нужно помнить о Гарлемах, Бронксах и метро Нью-Йорка. Надо помнить о фавелах всех городов Южной Америки, о восточных гетто. В Китае и Египте есть места, где нищие тысячами живут на кладбищах и в катакомбах.
        Я уже говорил, что являюсь заядлым путешественником, и побывал во многих странах. В отличие от многих знакомых, я никогда не выезжал "по путевке", через "турфирму" или по линии политического туризма. Во всех этих случаях показывают витрину. Я всегда ездил абсолютно самостоятельно и смотрел, что хотел и сколько хотел. Граффити и зассанные подъезды я видел абсолютно во всех больших городах. В Париже я несколько раз в течение дня наступил в собачье дерьмо, в самом центре. Видел клошаров, валяющихся на тротуарах, в собственной моче. Но самый большой аргумент - это моя двухчасовая видеокассета из центра Европы - из Брюсселя. Там более-менее приемлем для человеческого взгляда только центр, всё остальное - это мрачные каменные джунгли, разбитые стекла, изрисованные стены, горы мусора, грязи и ни одного белого лица вокруг. Из этой "столицы цивилизованной Европы" нам диктуют, как жить, эти люди учат нас не ковыряться в носу! Когда мы с дочкой прилетели прямо из Брюсселя в Москву, она сказала: "Папа, как здесь чисто!". Это про Москву-то, которая для всех россиян отнюдь не является образцом чистого города!
        Прошу прощения, если доставил кому-то несколько неприятных минут, но таков уж предмет разговора, не мы его начали, а ненавистники России. Если же от неприятного чувства вы хотите поскорей избавиться и обрести "истинную свежесть", то не советую вам новый гель или антиперсперант. По русской традиции вымойте руки, а еще лучше - сходите в баньку, с веничком, с березовым... Прекрасное средство от западного грязного пиара.

Пара зарисовок от меня.
        Я не великий путешественик, однако кое что рассказать могу.
        Финны - наши соседи. Думаю, мы действительно кое-что позаимствовали от них в отношении гигиены. Во-первых, в быту многое схоже. Ботинки снимают в прихожей. Я даже спросил об этом аспекте однажды. Норма быта! По-другому не мыслят. Посуду и руки моют в проточной воде. Бани ещё более распространены, чем у нас. Банная культура въелась в их сознание на глубочайшем уровне. В бане не существует ни мужчин, ни женщин. Есть моющиеся люди! Сиськи-письки там остаются незамеченными - ну моется человек, и всё тут! За пределами бани есть стыдливость, а внутри - ноль. Это уже почти сакральный уровень.
        С другой стороны - медицина пала жертвой европеизации (ох уж эта Европа!) Подруга рассказала одной финнке о клюкве, мёде и бане против простуды - не поверила и побежала к платному медику, чтобы он выписал ей... аспирин! Да-да! По рецепту! А ведь были передовым народом по природной медицине!
        Британцы (тако же - канадцы и австралийцы).
        Там я не был, но кое-что могу сказать. Работал я в отеле барменом. Девчонки из ресепшн рассказали - я сам был у себя в баре.
        Поздно. Время ложиться спать. Вниз из номера бодренько так прибегает древний старичок-британец.
        - Кошмар! Я буду жаловаться!
        - Простите, что-то не так? Мы можем вам помочь?
        - Я не могу умыться в своём номере! Там нет никаких условий! Это немыслимо!
        - Нам очень жаль! Неужели в кране нет воды? Мы немедленно позовём специалиста. Рука тянется к внутреннему телефону, чтобы позвать меня - в столь поздний час я был единствернным мужиком в доме.
        - Воды достаточно, но кран на раковине почему-то только один, и совершенно нет затычки!!! Воды в раковину не набрать!
        Занавес.
        Друг мой, проживая в Лондоне, научился бороться с их патологической антисанитарией.
        Крана там действительно по два, как в бане - кипяток и холодная. Единственный способ помыть руки, казалось бы - заткнуть слив и смешать воду в раковине. Голь на выдумки хитра. Парень набирал в пригоршню холодной воды и туда как-то добавлял немного горячей. Так и прыгал, словно обезьяна - долгое это занятие - помыть руки в Лондоне. Англичане, сморкаясь в жижу, которой умывали лицо, лишь вертели пальцем у виска - "русский дикарь"!

    Источник: Д. Абсентис, "Западная Европа. Штрихи к портрету."










Stolica.ru
Реклама в Интернет