ю Пуздой

ГУСАРСКОЕ БУСИДО ИЛИ ПУТЬ ГУСАРА

Одним из следствий образования гусарского сословия было оформление специфического мировоззрения части офицеров - гусарского бусидо - неписаного кодекса поведения гусара в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" офицера.

Гусарское бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и фуражки", впоследствии стало означать "путь гусара" ("буси" - офицер; "до" - крутой).

Гусарское бусидо касалось отношения гусар к социальной общности, к людям того или иного класса, к государству. Содержание гусарского бусидо вышло за рамки прежних традиций светского общества - оно включило в себя догмы пьянства, разврата и непогрешимой веры в безнаказанность и имело в своей основе новые нормы поведения. Постепенно развиваясь, гусарское бусидо превратилось в моральный кодекс гусар, являющийся в то же время преимущественно частью различных учений, становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитым воедино с военной философией, гусарское бусидо носило характер практического нравоучения. Первые гусары считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены. Гусарское Бусидо нравственно осмысляло философское мироучение в целом и было призвано научить гусара "правильной жизни" в истинно офицерском обществе. Оно совмещало в себе теорию пития и изучение гражданской психики, решало вопросы, связанные с понятием сущности настоящего офицера, его роли в окружающем мире, смысла жизни, пива и вина, женских прелестей и идеальной жопы в нравственном понимании. Гусар, воспитанный в духе гусарского бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к женщинам, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать (материть) себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определённому ритуалу путём рулетки - стрельбы себе в висок в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Гусарское бусидо, как способ регулирования поведения гусара, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, оно основывалось на силе и глубине русского языка (мата), мнения сослуживцев, личного примера старших товарищей, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных гусар (поручик Ржевский, корнет Оболенский и т.п).

Принципы гусарского бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике тех времён, однако нашли своё отражение в легендах и повес х, анекдотах, байках и песнях).

Гусарское бусидо даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения идеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени. Гусарское бусидо это особая мораль, выработанная сословием офицеров, составлявших цвет Российского офицерства, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения гусар, способов воспитания юнкеров, создания и укрепления определённых отношений к женскому полу.

При всём этом гусарское бусидо являлось моралью. Оно служило только гусарству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования гусарского бусидо сформулированы в "Начальных основах поведения гусара" в редакции поручика Ржевского:

1. Истинная храбрость заключается в том, чтобы пить, когда правомерно пить, и не пить, когда правомерно не пить.

2. К пьянству следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать гусару и что мешает ему напиться в дрызг.

3. Не следует взвешивать каждое произнесенное слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

4. Строго запрещается быть умеренным в еде и избегать распущенности.

5. В делах повседневных помнить о бабах и хранить их образ в сердце.

6. Уважать правило "карты и ствола".

7. Юнкер должен быть не только примерным учеником, но и достойным последователем.

8. На войне верность гусара проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские пули и ядра, жертвуя жизнью, если того требует долг.

9. Верность гусарству, мужество и отвага суть три природные добродетели гусара.

10. Во время сна гусару не следует ложиться в носках в сторону своих товарищей. В сторону старшего по званию не подобает целиться ни при стрельбе из пистолета, ни при пьяных запоях пустой бутылью.

11. Если гусар, лёжа в постели, слышит женскую речь, то он должен встать и пойти к ней (к ним).

12. Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и гусар, орудуя членом, должен показывать дамам, что сыт, даже если он ничего не ел.

13. Если на войне гусару случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя, воинское звание, плюнуть врагу в морду, обозвать непотребными словами и умереть с улыбкой без пошлой униженности.

14. Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, гусар должен почтительно обратиться со словами прощания к товарищам, потребовать бабу и вина.

15. Обладающий лишь грубой силой не достоин звания гусара. Гусар должен использовать досуг для упражнений в поэзии, словестности и флирте с дамами.

16. Время от времени гусар обязан в пьяном состоянии с криками: "АААА!!! Мать вашу! Убью!" гонять своих дворовых крестьян и слуг.